В марте 2007 года исполнилось 110 лет со дня рождения известного эстрадного конферансье Михаила Наумовича Гаркави. Высокий, толстый, в то же время легкий, подвижный, он появлялся на эстраде всегда с улыбкой, широко раскрыв руки, как бы стремясь обнять зрительный зал. Артист большого обаяния, он сразу внушал симпатию.
Конферансье-профессионал, Гаркави выступал в разных залах, но особенно убедительным казался в больших помещениях, в том числе в Зеленом театре ЦПКиО им. М.Горького, во дворцах спорта и даже на стадионах. Он умел создавать атмосферу народного гуляния, веселого праздника. Его задиристые, иногда дерзкие шутки хорошо воспринимались зрителями, будь они обращены к внутренним или международным темам. Во время войны Гаркави был постоянным участником фронтовых бригад. Выступал как конферансье до 60-х годов.
У матросов нет вопросов!
В 1952-м (как раз начиналась борьба с космополитами, то есть попросту с евреями) на одном из концертов Гаркави объявляет:
Выступает народный артист, скрипач Давид Ойстрах!
Из зала грозно кричат:
Еврей?
Пауза.
Разумеется, отвечает Гаркави.
Снова пауза.
У рояля, как ни в чем не бывало, продолжает конферансье, Борис Иванов. Вопросы будут?
Где ты, палочка-выручалочка?
На одном из концертов Гаркави объявляет номер:
Выступает ксилофонист Макс Масловский.
Из-за кулис трагический шепот:
Чувак, лажа, я палочки забыл!
Пауза.
Впервые в мире, только у нас, ксилофонист выступает
без палочек!
Пейсаховка
Рецепт от многих заболеваний, как-то: ангина, грипп, кашель, насморк, головная боль; для сохранения зубов и т.д., предложенный еще в 30-е годы Михаилом Наумовичем Гаркави: «Сразу же после сна, не вставая с постели, выпить «наперсток» (то есть граммов 20) «пейсаховки» водки, настоянной на чесноке и укропе. Настаивать 5 дней».
Конферансье-шахматист
Гаркави был большим любителем шахмат. Он старался не пропускать ни одного серьезного турнира, часто заходил в пресс-центр и молча наблюдал, как гроссмейстеры анализируют партии.
Однажды у столов с позициями из партий с одной стороны находились несколько гроссмейстеров, а с другой наблюдавший за анализом Гаркави. В это время в пресс-центр зашел кто-то из фотокорреспондентов. Сценка показалась ему интересной. Последовала вспышка, и через несколько дней в витрине ТАСС, посвященной турниру, появилась фотография с надписью: «Сеанс одновременной игры».