Режиссер Михаил Ромм снял фильм «Убийство на улице Данте», который с успехом прошел по стране. Героиня ленты французская актриса Мадлен Тибо пела в одной из сцен песню, обращенную к любимому, со словами: «Найду, разыщу, где б ты ни был в раю иль в аду». Вскоре режиссер получил телеграмму: «Благодарим за создание нашего гимна тчк Чекисты».
Бывшего командира белорусских партизан Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко на короткое время назначили министром кино. Режиссер М. И. Ромм тут же пришел к нему в приемную и через секретаршу передал записку следующего содержания: «Прошу меня принять. Мне нужно для разговора всего 5 минут. Ромм».
Секретарша удалилась и тотчас вынесла другую записку, на которой было начертано: «Когда у Ромма будет больше времени, чтобы поговорить со мной, пусть приходит. Пономаренко».
Магия заграницы
В середине пятидесятых Михаил Ильич Ромм поехал выбирать «французскую» натуру под Ригу в Сигулду. Латвия воспринималась тогда почти как заграница. В дороге режиссер задремал, а когда открыл глаза, увидел на лобовом стекле такси буквы наизнанку и обратился к таксисту-латышу:
Тут у вас написано: ТЕХОС, а дальше МОТР. Это, очевидно, ТАКСОМОТОР по-латышски?
У нас, не очень дружелюбно ответил водитель, все теперь по-русски. Это ТЕХОСМОТР.
Что такое хорошо
Леонид Утесов рассказывал:
Одесса в очередной раз занята красными. В дождь и слякоть, по лужам и колдобинам, поеживаясь от холода, солдат ведет расстреливать интеллигента, подталкивает его прикладом в спину и ворчит: «Иди быстрей, сволочь. Тебе хорошо, тебе только туда идти, а мне туда и обратно».
Шитье-бытье
Профессия везде профессия. В 40-м году, после присоединения Латвии, Утесов приехал в Ригу. Пришел к знаменитому портному и попросил сшить костюм.
Но учтите, я в Риге всего три дня, уточнил он.
Вы получите костюм завтра, абсолютно равнодушно ответил портной.
Как вы успеете? удивился Леонид Осипович.
У нас еще нет планового хозяйства, объяснил портной.
Я хотел бы, чтобы новый костюм выглядел не хуже этого, и Утесов показал на свой лучший костюм, надетый по случаю «заграничного» вояжа.
Портной обошел вокруг артиста, осматривая каждый шов, каждую складку:
Кто вам шил это?
Зингер, гордо ответил Утесов.
Меня не интересует фамилия, отрезал портной, я спрашиваю, кто он по профессии?
Партийный рояль
В эпоху борьбы с космополитами, когда у нас в джазе «разгибали саксофоны», согнувшиеся под гнетом буржуазного влияния, когда Россия была признана «родиной слонов» и выяснилось, что на Урале создан первый в мире паровоз, а в Рязани первая в мире ложка, в эту самую эпоху кинорежиссер не из последних Абрам Матвеевич Роом снимал фильм о том, как у них там, в Америке, негров бьют и травят.
Актуальная тема! Настала пора принимать эскизы музыки у композитора. Абрам Роом пришел в зал, где за роялем, разложив ноты на пюпитре, уже восседал композитор. Роом одним движением руки сдвинул листочки клавира, и его взору крупно, белым по черному открылось название фирмы, изготовившей этот рояль: «Блютнер». Абрам Матвеевич напрягся и, картавя, скомандовал:
Уберите этот рояль и привезите «Красный Октябрь».
Команды режиссеров в те времена выполняли. Прикатили «Красный Октябрь». Композитор снова разложил ноты, взял первый аккорд и взмолился:
Абрам Матвеевич, «Блютнер» звучал гораздо лучше!
И Абрам Матвеевич так, чтобы слышали все, заявил:
«Блютнер» непартийный рояль, он не может звучать лучше партийного.