В настоящее время Сенат принял билль, разрешающий нелегальным иммигрантам после двух лет ходатайствовать о разрешении на работу, а затем и о постоянном законном статусе, которы й откроет им путь к гражданству. Палата преставителей отвергла эти либеральные шаги, одобрив законопроект, сосредоточенный на мерах принудительного воздействия на нарушителей иммиграционных законов, вплоть до уголовного преследования.
Какими и когда будут окончательные решения Конгресса, сказать трудно, но сейчас, в разгар дебатов обществу необходимо обратить внимание на экономические, социальные и демографические проблемы многомиллионной группы населения — иммигрантских детей.
Последние иммиграционные тенденции в стране чётко выявили, что дети иммигрантов, как легальных, так и нелегальных, стали самой быстрорастущей частью детского населения США. Сегодня они составляют более 20% всех американских детей и 28% — бедных детей. На благополучие этих детей влияет не только легальный статус их родителей, но также их доход, состав семьи, уровень образования, род занятий, владение английским, наличие медицинской страховки, доступ к социальной помощи.
Oт того, какими — либеральными или консервативными — будут предстоящие иммиграционные законы, зависит, какие социальные бенефиты получат иммигрантские дети, расширится или сузится медицинское страхование их семей, школьные и образовательные программы, денежная и продовольственная помощь, налоговые льготы и др.
Сторонники крутых мер настраивают Конгресс и федеральные суды пересмотреть два важнейших и старейших положения национальной политики в отношении иммигрантов: статью Конституции США, предоставляющую гражданство каждому ребёнку, родившемуся на территории нашей страны, и решение Верховного Суда Соединённых Штатов от 1982 года, давшее право каждому ребёнку, независимо от его иммиграционного статуса, учиться в общественной школе.
Только за жизнь одного поколения жителей страны дети иммигрантов представили более четверти выпускников средних школ, приступивших к работе. Половина школьников Калифорнии и четвёртая часть учащихся Нью-Йорка, Флориды и Техаса — дети иммигрантов. Это — важнейшая составная часть пополнения рабочей силы, источник резервов производительности труда и налогообложения?
В течение 90-х годов иммигранты дали стране около половины притока рабсилы, к 2015 году они составят уже три четверти пополнения трудового рынка. От того, как государство на всех его уровнях позаботится о социальных нуждах и образовании этой группы населения, во многом зависит и благополучие всей нации.
Несмотря на расхожее определение США как «нации иммигрантов», всё большую поддержку получают меры по ограничению въездного потока иностранцев. Кстати сказать, подобная ситуация имеет место в большинстве других развитых стран мира — по статистике, в 50 таких государствах иммигранты составляют сегодня более 15% всего населения.
Иммиграционные тенденции последнего десятилетия к росту иммиграции прямо приводят к увеличению числа детей этой группы. В течение 90-х годов прошлого века в США прибыли 15 млн. иммигрантов, в первой пятилетке текущего века этот темп только увеличился. Основной приток — из Мексики и стран Центральной Америки (более 11 млн.), Китая (1,8 млн.), Индии (1,4 млн.). При этом иммиграция уроженцев Европы за последние пять лет сократилась на треть.
Ежегодно только через южные границы в нашу страну проникают 850 тысяч незваных гостей. Один из шести членов иммигрантской семьи в Лос-Анджелесе и один из двенадцати в Нью-Йорке — нелегалы.
По данным Бюро переписи, общее число иммигрантов различных статусов и без них составляет сегодня в США около 36 млн. (12% всего населения страны), из них 15 млн. детей (20% всех детей США) Если эта тенденция продолжится, к 2010 году иммигрантских детей будет больше четверти детского населения страны, при том, что в целом дети составляют только 11% населения США.
В городе Нью-Йорке 60% жителей родилось заграницей, треть из них –мексиканцы, большинство из них совсем или почти не знает английского. Каждый третий чернокожий нью-йоркец — уроженец другой страны. Белые дети («неиспанцы») в городе в наше время стали этническим меньшинством.
Из почти 36 млн. жителей США, родившихся за пределами страны, большинство входит в одну из нескольких категорий: натурализованные граждане (32%) — лица, получившие гражданство через процесс натурализации; законные постоянные жители (29%) — обладатели грин-карт, т.е. имеющие право на постоянное проживание и работу в США; беженцы и лица, получившие политубежище (7%); неиммигранты (3%) — лица, которым разрешено временное пребывание и работа; несколько миллионов иностранцев, ожидающих решения о легализации и, наконец, более 12 млн. человек — иностранцы без надлежащих документов, т.е. лица, прибывшие в страну нелегально, или въехавшие по легальным каналам, но нарушившие сроки пребывания в стране.
Четверо из пяти иммигрантстких детей родились в США и, следовательно, являются гражданами. Большинство (61%) детей иммигрантов живут в семьях, где один или оба родителя не являются гражданами. В этих семьях со «смешанным» статусом благополучие детей в значительной степени зависит от легальности родителей. Родителей- нелегалов имеют более 5 млн. детей, в том числе две трети (3,3 млн.) — это дети — граждане США по рождению. Эти дети имеют право на все виды социальной помощи (велфэр, Медикейд, фудстемпы, cубсидии по уходу за ребёнком и др.), однако многие из них её не получают, так как родители не хотят связываться с официальными учреждениями из опасений быть обвинёнными в иждивенчестве за государственный счёт (“public charge”) и последующей депортации. Нелегалы-родители в основном работают за наличные на непостоянных, низкоооплачиваемых, малоквалифицированных рабочих местах, соответственно этому и уровень жизни их семей.
Доля иммигрантстких детей особенно велика среди малолетних, большей частью родившихся в США. Так, 22% всех американских детей до 6 лет — дети иммигрантов, 93% из них родились здесь, более старшая группа (6-7 лет) составляет 18%, из них 77% родились в США.
Как взрослые иммигранты, так и их дети концентрируются главным образом в 6 крупнейших иммиграционных штатах страны, 75% этих семей проживают в Калифорнии, Техасе, Нью-Йорке, Флориде, Иллинойсе и Нью-Джерси. В последнее десятилетие отмечен бурный прирост зарубежных пришельцев (на 200% и больше) в Северную Каролину, Небраску, Аризону, Арканзас, Неваду и Джорджию. Этим штатам значительно труднее справляться с таким мощным иммиграционным приливом: в отличие от 6 традиционных иммигратнских штатов, эти последние не имеют ни опыта, ни достаточных средств, поэтому там сейчас особенно остро ощущаются трудности в области здравоохранения, социальных услуг, школьного образования.
Уровень бедности среди детей из иммигрантских семей в полтора раза выше, чем у детей уроженцев США, главная причина — низкий заработок родителей, который у иммигрантов в среднем в два раза ниже. Как следствие, доля бедных детей (ниже двукратного официального уровня бедности) у натурализованных родителей составляет 33%, у легальных иммигрантов — 56%, у нелегальных иммигрантов — 72%, при этом если две первые категории имеют право на те или иные виды государственной помощи, то у третьей — такой возможности нет совсем.
Половина всех иммигрантских детей начального школьного возраста (до 5 класса) относится к беднякам, их доля за две последние декады выросла с 41 до 51%. Дети иммигрантов хуже успевают в школе (это, как и некоторые другие общие показатели, не относится к стоящей особняком и сравнительно малочисленной группе выходцев из бывшего СССР), причина — низкий уровень образования родителей: у трети иммигрантских детей родители без среднего образования, в то время как у коренных американцев только 9%, у каждого шестого ребёнка — иммигранта родители не закончили 9 классов, у коренных таких всего 1%. У 60% иммигрантких детей родители совсем не знают или плохо знают английский, это не даёт возможности помогать детям в учёбе, проверять уроки, контролировать поведение, что плохо отражается на их успеваемости. Незнание языка создаёт трудности в общении с медицинскими, социальными и другими официальными учреждениями.
Дети иммигрантов меньше детей коренных американцев посещают детские сады и гораздо чаще находятся на попечении родителей, обычно матерей. Отсюда вытекает и более низкая трудовая занятость иммигрантов-родителей, а следовательно, и малый семейный доход. Эти семьи чаще имеют трудности с доступом к детским учреждениям, оплатой содержания в них ребёнка, реже получают на это субсидии.
Практически, почти все иммигрантские семьи имеют работающих членов: в 97% таких семей хотя бы один родитель работает, три четверти из них — полный рабочий день. Тем не менее почти половина детей в этих семьях живёт бедно (ниже 200% уровня бедности), 22% не имеют медицинской страховки (против 11% коренных американцев), вдвое реже посещают детсады.
Обращает на себя внимание противоречивость федеральной иммиграционной и социальной политики и ответственности за неё: с одной стороны, Конгрессу и правительству безраздельно принадлежит вся полнота власти в иммиграционной области. Десять лет назад федеральные законы лишили многих бенефитов почти всех иммигрантов, оставив за штатами право самим и за счёт своего бюджета помогать этим людям. Иными словами, решение о въезде в страну иммигрантов тех или иных категорий, в том или ином количестве принимают федеральные власти, а бремя необходимой этим людям материальной поддержки целиком возложено на штаты.
Сегодня большинство неграждан (даже законные постоянные жители) не имеют федеральных бенефитов. В частности, фудстемпы могут получать взрослые — после пяти лет проживания в США в легальном статусе (только дети до 18 лет — независимо от даты въезда), медицинское страхование по программам Медикейд и SСHIP и велфэрное пособие по программе TANF — после пяти лет проживания в легальном статусе, пособие для стариков и инвалидов по программе SSI — после получения гражданского статуса (за некоторыми исключениями). Федеральный закон разрешает штатам самим решать, каким категориям легальных иммигрантов и какие бенефиты предоставлять за счёт своей казны. Единственный федеральный запрет — никаких социальных бенефитов нелегальным иммигрантам, кроме медпомощи в чрезвычайных случаях, когда есть угроза жизни или здоровью этого лица.
В этих условиях штаты каждый по своему усмотрению и за свой счёт вынуждены сами решать экономические и социальные проблемы интеграции иммигрантов и их детей в американскую жизнь. Учитывая, что почти все штаты в последние годы переживают острый бюджетный дефицит, иммигрантским детям не приходится расчитывать на существенную помощь.
Нет сомнения, что нелегальные пришельцы в страну не должны иметь права на государственную социальную помощь; можно спорить о том, какую поддержку следует предоставлять законным постоянным жителям, однако бесспорно, что нуждающиеся иммигрантские дети должны получать в полной мере, как из федеральных, так и штатных источников все виды велфэрных, медицинских, продовольственных, образовательных и прочих бенефитов. Это они, став взрослыми, вливаются в состав национальной рабочей силы, служат в армии, платят налоги и взносы в программы Social Security и Медикер, становятся полноценными и успешными гражданами Соединённых Штатов. |